По мнению экспертов, для повышения ответственности за результаты реализации проектов, предлагается внедрить механизмы контроля за достижением плановых показателей.
В контексте обеспечения эффективного использования бюджетных кредитов на инфраструктурные проекты, Счетная палата предлагает включать в соглашения обязательства по достижению плановых значений и наказания за их невыполнение. Это меры направлены на повышение прозрачности и отчетности в использовании средств из федерального бюджета.Согласно предложениям Счетной палаты, регионы должны нести ответственность за несоблюдение сроков и плановых показателей при реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет кредитов из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить более качественную реализацию проектов в регионах России.В ходе проверки использования бюджетных кредитов в регионах России, включая Тюменскую, Омскую, Владимирскую, Воронежскую, Рязанскую области, Чувашию и Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, проведенной Счетной палатой за 2023 год и первое полугодие 2024 года, выяснилось следующее. Общая сумма выделенных инфраструктурных бюджетных кредитов в указанные регионы составила 39,5 миллиарда рублей, а специальных казначейских кредитов - 10,5 миллиарда рублей.Интересно отметить, что на конец проверяемого периода остался неиспользованный остаток кредитов в размере 2,9 миллиарда рублей, что составляет 7,3% от общей суммы, выделенной регионам. Следует также отметить, что для специальных казначейских кредитов этот показатель составил 2,7 миллиарда рублей, что составляет 26,1% от общей суммы.Эти данные свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных кредитов в рассматриваемых регионах, что требует дополнительного анализа и контроля со стороны федеральных органов власти. Важно обеспечить более прозрачное и целевое расходование бюджетных средств для достижения максимальной социально-экономической отдачи.В отчете подчеркивается, что в ряде проверенных регионов наблюдается превышение сроков и бюджета на реализацию инфраструктурных проектов. Эксперты отмечают, что общая стоимость проектов увеличилась на 13,2 миллиарда рублей, что составляет 32,8% от изначального бюджета.Кроме того, в отчете выявлено множество случаев, когда власти регионов выдавали авансы подрядчикам, но работы не были выполнены, и средства возвращались обратно. Счетная палата считает, что такое авансирование без выполнения работ и последующее расторжение контракта можно рассматривать как форму беспроцентного кредитования подрядчиков.Изучение отчета позволяет сделать вывод о неэффективном использовании бюджетных средств на региональном уровне и необходимости ужесточения контроля за реализацией инфраструктурных проектов.Инфраструктурные бюджетные кредиты для регионов обходятся им в деньги: процентная ставка составляет 3% годовых. Например, Чувашия заплатила около 8 миллионов рублей в виде процентных платежей за период, когда средства были отвлечены, а Владимирская область расходы на использование этих средств оценивается в 36 миллионов рублей.Однако, несмотря на то, что эти ресурсы являются платными для регионов, они играют важную роль в развитии инфраструктуры и обеспечении жизненно важных услуг для населения.Использование инфраструктурных бюджетных кредитов может быть эффективным инструментом для реализации проектов по модернизации и развитию региональной инфраструктуры, что в свою очередь способствует улучшению качества жизни граждан и стимулирует экономический рост.Источник фото: РИА Новости